Н А Ш И  ДЕТИ.





       МЕЛКАЯ МОТОРИКА?
                CОВСЕМ НЕ МЕЛОЧЬ!
 

   Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка как бы пользоваться этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Казалось бы, ну и что? Со временем разовьется, как и все остальное. Но все не так просто.
   Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи)
теснейшим  образом связаны между собой. Поэтому малыш со скованными, неумелыми пальчиками как правило отстает в психомоторном развитии и у него часто возникают проблемы с речью.
   Как же сделать пальчики ловкими и проворными?

Прежде всего надо активизировать точки на кончиках пальцев малыша (
они непосредственно влияют на развитие высших корковых функций) Затем нужно развивать гибкость кисти. И еще малыш должен научиться делать различные работы одной рукой независимо от другой.

МАССАЖ

   Массируйте, разминайте кисть малыша от мизинца к большому пальцу. Помните, что именно крайние фаланги пальчиков рефлекторно влияют на развитие высших корковых функций мозга, поэтому как можно чаще раздражайте их: похлопывайте, разминайте. Постукивайте по подушечкам пальцев ребенка своим пальцем, или возьмите детские пальчики, начав с мизинца, и похлопывайте ими о стол, обязательно приговаривая при этом, хотя бы простейшее "тук-тук-тук". Массировать следует обе ручки малыша: ведь каждая из них отвечает за одно из мозговых полушарий.

ШЕРШАВАЯ, НЕРОВНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ

   Маленькому ребенку очень полезно двигать ладошкой по жесткой бумаге, песку, камню. Предложите ему вдобавок закрыть глаза, тогда тактильные ощущения обострятся.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК.

   Особое внимание уделяйте большим пальцам. Пусть ребенок двигает ими из стороны в сторопу и по кругу. Учите малыша доставать большими пальцами до центра ладошек. ВСЕ ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ, ПРЕВРАЩАЙТЕ В ИГРУ.

Попробуйте приговаривать такие стишки-потешки:
Пальчик толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога указал ему дорогу
.
Средний пальчик очень меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает.
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
   В такт мягко крутите, двигайте пальчиками малыша вверх, вниз, назад, вперед и снова назад, складывайте их в кулачок, разминайте.

      ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ

   Это сложное слово означает в данном случае всего лишь умение одну руку напрягать, зажимать, а другую расслаблять. Примерно до двух лет у ребенка нет и не может быть) доминирующей руки: у него они обе главные. После двух лет начинается дифференциация напряжения, и к четырем годам этот процесс должен окончиться. Но у многих детей он затягивается, соответственно замедляется и психомоторное развитие. Простые упражнения для ручек помогут вашему малышу.
   Поскольку кроха пока не понимает, что от него хотят, вам придется многое за него делать самим, как бы руководить нужными движениями ребенка. Например, попросите малыша положить ручки на стол ладошками вниз. Помогая ему работать пальчиками, приговаривайте:
"Ну-ка уложим ручки спать. Они лежат спокойно, посапывают. Вот одна проснулась. У нее появлись ножки (
указательный и средний палец ребенка в этот момент как бы встают и опираются на стол), и она  тихонько пошла, чтобы не разбудить другую ручку, а потом побежала быстро-быстро. Погуляла, вернулась на место  и опять легла спать. Теперь другая ручка проснулась..."

    ПОПРОБУЙТЕ ПОИГРАТЬ В ЕЖИКОВ. 

   Сжали ручки в кулачки: это два ежика. Один спит, другой проснулся (пальцы раздвинулись веером). "Тук-тук", - стучится проснувшийся ежик к спящему. А тот не откликается. Подождал-подождал ежик и снова лег спать. Теперь другой проснулся и стучится к первому ежику..
   А вот это упражнение подходит детям только с трех лет.
   Одна рука, расслабленная, лежит на ладони взрослого ладошкой вниз, другая рядом, сжата в кулачок. Сначала кулачок стучит по
расслабленной руке, затем расслабленная рука похлопывает по кулачку. Потом делаем то же самое, только поменяв ручки. 

   Занимайтесь с малышом хотя бы по одной минуте, но несколько раз в день. А если игры ему понравились, пусть играет, сколько захочет.

  МОЗАИКА 

Позвольте вашему ребенку складывать детскую мозаику, и чем мельче, тем лучше. Конечно, заниматься этим малыш должен под вашим присмотром, чтобы мозаичная деталька не оказалась ненароком у него во рту. 

СОБСТВЕННЫЕ ПАЛЬЧИКИ 

Из них нетрудно составлять, например, буквы. Пусть малыш попробует. Кстати, алфавит для многих детей долго остается абстракцией, а ребенок, складывающий буквы из пальчиков, усваивает его быстро.

ПЛАСТИЛИН (БАЦЕК) 

В доме, где есть двух-трехлетний малыш, обязательно должен быть пластилин, вернее бацек (тесто на иврите) мягкий и очень пластичный. Пусть ребенок лепит что угодно: мнет и крутит колбаски, шарики, Тем самым он массирует важные точки на пальцах и ладонях. 

ТРАФАРЕТЫ И ГОЛОВОЛОМКИ 

Предложите малышу различные фигуры (круг, квадрат, треугольник) из тонкого картона или пластмассы. Ребенок с вашей помощью должен водить пальчиками по краям лежащей фигурки, Так приучают чувствовать фиксированную линию. Начинайте знакомить малыша с простейшими головоломками (пазлами). Сначала выбирайте покрупнее, попроще, а когда он вполне освоится, переходите к тем, что помельче и посложнее. 

Людмила Киктенко, логопед 

по материалам газеты "Вести", приложение "Дом и семья"

 

 

Hosted by uCoz