ПО
ВСЕМ
ВОПРОСАМ,
СВЯЗАННЫМ
С ОБУЧЕНИЕМ,
РОДИТЕЛИ
И ШКОЛЬНИКИ
МОГУТ
ОБРАТИТЬСЯ
В МИНИСТЕРСТВО
ПРОСВЕЩЕНИЯ
ПО
ТЕЛЕФОНУ
ОТКРЫТОЙ
ЛИНИИ
1-800-222-003.
Министерство
просвещения
находится в
Иерусалиме
по адресу:
ул. Двора а-Невия,
2. Тел.-коммутатор:
02-5602222 .
Сейчас
проводится
запись
учеников в
школы. Мы
постараемся
дать вам информацию,
которая
поможет вам
при выборе
учебного
заведения, а
также познакомит
с
израильской
системой
образования.
В Израиле
существует
несколько
типов школ.
В
государственных
светских
школах (бейт-сефер
мамлахти)
обучается
свыше 70% всех
детей.
Учебный
процесс
осуществляется
по
программам
и методикам,
рекомендованным
министерством
просвещения
Израиля.
В
государственных
религиозных
школах (бейт-сефер
мамлахти
дати)
обучается
около 22% всех
детей. Эти
школы также
подчиняются
министерству
просвещения,
финансируются
им и
работают по
тем же
программам,
что и
государственные
светские
школы,
однако
религиозные
предметы
изучаются в
более
широком
обьеме. Для
этого типа
школ
характерна
особая
атмосфера,
проникнутая
верой в бога
и в святость
выполнения
заповедей (мицвот).
День в школе
начинается
с молитвы. В
начальных
классах
религиозных
школ
мальчики и
девочки, как
правило,
учатся
вместе. В
старших
классах
обучение
раздельное.
В
ортодоксально-религиозных
школах
системы
независимого
образования
(хинух ацмаи)
обучаются
около 5% всех
детей. Эти
школы почти
полностью
финансируются
министерством
просвещения,
которое
осуществляет
некоторый
контроль
над ними,
однако
учебные
программы
этих школ
существенно
отличаются
от
рекомендованных
министерством:
основной
упор в них
делается на
религиозные
предметы за
счет
общеобразовательных.
Обучение во
всех
классах
раздельное.
Помимо
этих
основных
типов школ
существуют
еще
частные
школы,
признанные
министерством
просвещения.
Эти школы в
основном
придерживаются
программ,
рекомендованных
министерством
просвещения,
однако
разрабатывают
собственные
методики
преподавания
и планируют
систему и
программы
обучения в
соответствии
с
пожеланиями
родителей.
Единого
образца,
которому
следовали
бы частные
школы, не
существует,
каждая
имеет
собственное
направление.
Таких школ
немного.
Обучение в
них платное.
При
поступлении
в эти школы
учащиеся
как правило
сдают
экзамены
или
психотест.
Количество
учеников в
классе в
частных
школах
меньше, чем
в обычных
государственных,
а
требования,
предъявляемые
как к
ученикам,
так и к
преподавательскому
составу,
значительно
выше.
Уровень
получаемых
знаний в
частных
школах
достаточно
высок.
Школьное
образование
в Израиле
подразделяется
на три
уровня:
начальная
школа,
неполная
средняя
школа и
средняя
школа.
Начальная
школа (бейт-сефер
есоди)
К
начальной
школе ( бейт-сефер
есоди)
относятся 1-6
классы (возраст
от 6 до 12
лет). В
начальной
школе дети
изучают
иврит (чтение,
письмо,
грамматику,
развитие
речи),
математику,
ТАНАХ,
историю,
географию,
природоведение,
английский
язык.
Проводятся
также
занятия
музыкой,
уроки труда,
рисования,
ритмики и
физкультуры.
В
государственных
светских
школах
занятия в
младших
классах
продолжаются
с 8 до 12 часов
или до часу
дня. В
некоторых
школах в
последние
годы введен
в
соответствии
с
рекомендациями
министерства
образования
продленный
день. В
государственных
религиозных
школах
бывает
больше
уроков из-за
большего
числа
религиозных
предметов, и
занятия там
длятся
обычно до
двух часов
дня.
Преподавание
в младших
классах
строится
таким
образом, что
учебный
материал
проходится
в основном
в школе, и
детям почти
не задают
домашних
заданий.
Упор
делается не
на то, чтобы
школьники
запомнили
как можно
больше
сведений, а
на то, чтобы
с малых лет
научить их
самостоятельно
мыслить,
анализировать,
сопоставлять
факты.
На каждый
предмет
отводится
определенное
количество
часов,
однако
подача
материала
планируется
самим
учителем.
Неполная
средняя
школа (хативат
бейнаим)
Такая
школа (7-9
классы)
является
промежуточным
звеном
между
начальной и
средней
школой.
Учеников
подготавливают
к новым
формам
учебы и
значительно
более
высоким
требованиям
средней
школы.
В неполной
средней
школе
изучают
математику,
физику,
литературу,
биологию,
химию,
географию,
историю,
ТАНАХ, два
иностраных
языка,
гражданское
право и
другие
дисциплины.
По
некоторым
предметам (например,
по
математике
и
английскому
языку)
обучение
проводится
на разных
уровнях
сложности. Для
этого класс
делят на две-три
группы.
К концу обучения в
хативат бейнаим
ученик
должен
выбрать
среднюю
школу для
продолжения
учебы. Во
всех школах
работают
консультанты,
помогающие
сделать
этот выбор с
учетом
успеваемости
и
наклонностей
ученика.
Некоторые
муниципалитеты
издают
брошюры с
описанием
работающих
в городе
школ. В
заявлении о
принятии в
среднюю
школу
учащийся
указывает в
порядке
предпочтения
три школы,
где он хотел
бы учиться.
Эти школы
поочередно
рассматривают
его табель и
рекомендации
консультанта.
В некоторых
школах проводятся
вступительные
экзамены.
В
последние
годы
практически
все
неполные
средние
школы
объединены
со средними.
Однако это
не значит,
что после
окончания 9-го
класса
ученики
должны
продолжать
учиться в
данной
школе. Более
того, им
могут даже
отказать в
приеме в 10-ый
класс, если
школу не
устраивает
уровень их
знаний.
Средняя
школа (хатива
эльона)
Средние
школы (10-12
классы)
принадлежат
не
министерству
образования,
а различным
государственным,
общественным
или частным
структурам:
муниципалитетам,
сетям
профессионального
обучения
ОРТ, АМАЛ и
АМИТ,
женской
организации
ВИЦО, отделу
репатриации
молодежи
Еврейского
агентства (Алият-ха-ноар),
религиозным
организациям
и т.д.
Министерство
образования
осуществляет
общий
контроль за
всеми
признанными
им школами.
В
программы
средних
школ
включены
предметы,
обязательные
для всех
учащихся, а
также
дополнительные,
которые
изучаются
факультативно,
по выбору.
Предметы, по
которым
сдаются
экзамены на
аттестат
зрелости,
определяет
Министерство
просвещения.
Дисциплины,
изучаемые
факультативно,
в каждой
школе
выбирает
директор с
участием
преподавателей,
школоьного
родительского
комитета и
консультанта
по вопросам
педагогики.
При этом
учитываются
пожелания
школьников.
В средней
школе
ученики
могут
выбирать
объем
учебного
материала
по ряду
предметов.
Для этого
введено
понятие учебной
единицы (ехидат-лимуд).
Она равна
объему
материала,
который
ученик
может
усвоить за 100
часов,
изучая его
три часа в
неделю на
протяжении
учебного
года. Каждый
предмет
можно
изучать на
трех
уровнях:
низший
уровень - 2 учебные
единицы,
средний -
3 учебных
единицы и
высший
- 5 учебных
единиц. Для
получения
аттестата
зрелости
нужно
набрать
минимум 21
учебную
единицу,
причем
большую
часть - по
обязательным
предметам.
Остальные
учебные
единицы
старшеклассник
может
добрать,
подняв
уровень
изучения
каких-либо
обязательных
предметов
либо взяв
для изучения
интересующие
его
дополнительные
предметы.
Такая
система
позволяет
учащимся
составлять
программы
занятий в
соответствии
со своими
интересами
и
наклонностями.
В
составлении
программ
помогают
учителя и
специальные
консультанты.
Средние
школы
подразделяются
на:
-Академические
(бейт-сефер
июни);
-Профессиональные
(бейт-сефер
микцои);
-Комбинированные
(бейт-сефер
макиф).
Материал
предоставлен газетой "Вести" и
Министерством абсорбции.
Более
подробно о
средних
школах мы
расскажем в
следующем
выпуске.
|